на главную мюзикл история Эрик галерея ссылки контакты

"Парижскую Оперу знает каждый, по крайней мере, из-за её репутации. С сожалением заверяю Вас, что она ничуть не изменилась: дабы предупредить случайного прохожего, позвольте сказать, что здание выглядит как вокзал. Но если вы попадёте внутрь, вы скорее спутаете его с турецкой баней"

- Клод Дебюсси


Любой человек, знакомый с оперным театром подтвердит, что это не только необычайный лабиринт коридоров, но и хитросплетение человеческих судеб. Парижская Опера последней четверти девятнадцатого века, в которой происходит действие романа Леру "Призрак Оперы", не была исключением.
Огромное здание было построено по проекту Чарльза Гарнье в период с 1861 по 1875 год. От примадонны до рабочих сцены Оперой правили интриги и слухи; каждый искал более высокого положения, отстаивая

свою собственную территорию и жаждя новой. Во времена, описанные в романе Гастона Леру, Парижская Опера могла похвастаться более чем пятнадцатью тысячами сотрудников и имела свои собственные конюшни, предназначенные для труппы белых оперных лошадей. Даже в наши дни в Опере работают более тысячи человек и постоянно находятся две балетные школы.
Наивысший взлёт Парижской Оперы произошел в 19 веке. После революции Наполеон вернул театру его высокое положение в Париже. Среди наиболее часто исполняемых композиторов того времени, без сомнения, был Сальери, чья музыка оставалась в репертуаре Оперы и во времена романа Леру. Сальери имел наибольший успех в Париже со своими операми "Tarare" (1784) и "Les Danaides" (1787). Интересно, что Моцарт начал работать с Да Понте после огромного успеха последнего c Сальери во Франции. Действительно, Моцарта не исполняли в Парижской Опере до 1800 года, да и тогда лишь в несколько адаптированной форме. Сальери же был признан естественным преемником Глюка - основной силы в опере третьей четверти восемнадцатого века, чья музыка во многом на него повлияла. Но пожалуй действительно безраздельным правителем Мейербер. Его главные оперы мастерски совмещали в себе множество компонентов: музыка была доступна, его трактовка сюжета блестяще поддерживалась оркестровкой, и он питал слабость к зрелищным постановкам. Для современного композитора может быть интересным узнать, что в постановке "Le Prophete" в 1849 году впервые как ключевой ингредиент были использованы роликовые коньки, а также как специальный эффект представлен электрический свет. Без сомнения Парижская Опера всегда гордилась своими нововведениями. Ещё в 1822 в опере "Алладин" Изоурда на сцене было впервые введено газовое освещение.
Королём всего этого был главный художник Оперы Цицери. Джон Напье своего времени, он безраздельно властвовал в период 1824-1847, когда главным было зрелище. Гюго в его предисловии к "Кромвелю" (1827) писал: "Сцена должна производить как можно большее впечатление реальности". В легендарном извержении Везувия в Парижской Опере использовались настоящие камни, а названия опер говорят сами за себя: "Le Siege de Corinth"(Россини), "Robert Le Diable" (Мейербер) и, безусловно, "Faust" Гуно, опера, которая явилась фоном к новелле Леру. Также ключевым компонентом в формуле Парижской Оперы был балет. Обычно его помещали в начале 3 акта, благодаря чему джентльмены имели достаточно времени на ужин перед прибытием в театр, что бы там лицезреть любимиц в кордебалете. Опера "Tannhauser" Вагнера вызвала возмущение Клуба Жокеев только из-за того, что балет был размещён в другом месте.
Парижская опера мало изменилась в наше время, и остаётся во многом такой же, как было описано Леру. Здание занимает площадь в три акра и действительно напоминает лабиринт, если учесть, что зрительный зал занимает менее одной пятой части всего пространства. В здании 17 этажей, 7 из которых расположены ниже уровня сцены. Конюшни для лошадей оперы также всё ещё находятся под передним двором. Существует памятник примадонне Карлотте. И самое важное - существует подземное озеро. Это существенная часть проекта, и уровень воды играет роль балласта, поднимаемого или опускаемого в зависимости от веса сцены семью этажами выше.
То, что Леру не выдумал Парижскую Оперу, лишний раз доказывает следующий отрывок из статьи в журнале "Скрибнерз Мэгазин" за 1879 год, появившейся вскоре после открытия Оперы.
"Новая Опера, заложенная во времена Империи и завершенная при Республике, является не только самым совершенным в мире зданием подобного рода, но и безусловно самым прекрасным. Ни в одной европейской столице нет оперного театра настолько всеобъемлющего в плане и исполнении, и ни один город не может похвастаться зданием в одинаковой степени столь громадным и великолепным. Площадь Оперы. Рисунок Гая Дессарта. Репродукция куплена мной в аэропорту Шарль Де Голь, Париж, лето 2000
Место для здания Оперы было выбрано в 1861 году. Необычайно важно было заложить как можно более глубокие и прочные фундаменты. Также было отлично известно, что грунтовые воды неизбежно будут помехой, однако на какой глубине и в каком количестве они будут обнаружены оставалось загадкой. Необходима была и исключительная глубина котлована, так как подразумевалось, что она должна вмещать опускающуюся на раме сцену высотой в 50 футов. Таким образом, фундамент закладывался на пропитанной водой почве, которую тем не менее надлежало сделать достаточно плотной, дабы она могла выдерживать вес в 20 000 000 фунтов, и достаточно сухой, так как в подвалах здания предполагалось разместить хранилища для декораций и реквизита. В процессе земляных работ котлован освобождался от воды с помощью восьми паровых помп, не прекращавших работать ни днем, ни ночью в период со второго марта по тринадцатое октября. Пол подвала покрыли слоем бетона, затем двум

main | musical | history | gallery | contact



(C)2000-2009 myphantom.al.ru